Герои произведения «Станционный смотритель». Герои произведения «Станционный смотритель». Герои произведения «Станционный смотритель». Астаны Зайдильдинова Айсулу Жумашевна Тема урока: Герои произведения «Станционный смотритель». Цель урока: Обучение анализу художественного произведения. Отслеживание общечеловеческой темы «блудных» детей на примере образа Дуни. Задачи: Образовательные: раскрыть идейно-художественное своеобразие повести; совершенствовать навыки работы с литературоведческими терминами; формировать навыки анализа художественного текста. Развивающие: развивать логическое мышление, аналитическое мышление учащихся; совершенствовать речь и творческую деятельность учащихся; развивать эмоциональную восприимчивость художественного текста. Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к родителям; воспитывать бережное отношение к слову; воспитывать чувство долга, ответственности, взаимопонимания. Тип урока: урок анализ художественного произведения Оборудование: портрет Пушкина, слайды с иллюстрациями из произведения, фонограмма. Творчество какого писателя мы изучаем? Какую повесть прочитали на прошлом уроке? С чего начинается повесть «Станционный смотритель»? Кого называли станционным смотрителем? Что входило пушкин станционный смотритель анализ произведения его обязанности? Сообщение учащегося заранее подготовленного «Дорожный быт пушкинской поры» Обобщение - Что по вашемутяжелее всего было в положении этих людей, судя по прослушанной информации и по тому описанию, которое дает Пушкин. Как вы его понимаете? Находится ли он в соответствии с пушкинским описанием? Почему Пушкин использовал слова князя Чина «губернский регистратор » нет пушкин станционный смотритель анализ произведения ирония автора 2. Постановка темы, задач урока. Из архивных документов известно, что на Вырской станции действительно в пушкин станционный смотритель анализ произведения многих лет служил смотритель с дочерью. На далекой станции, на почтовом трактеумер с горя станционный смотритель Самсон Вырин. Кто виноват в этом Дуня или он сам? Сегодня на уроке нам предстоит ответить на этот и другие вопросы. Мы проведем анализ повести «Станционный смотритель», поговорим о художественных и композиционных особенностях произведения, проследим историю жизни главных героев повести. Выясним, в чем же заключается трагедия Самсона Вырина. Ответим на главный вопроскакой нравственный урок даёт нам Пушкин? Анализ художественного текста пушкин станционный смотритель анализ произведения использованием приемов развивающего обучения. Работа над композиционными особенностями текста. Аналитическая беседа Определяем, что текст можно разделить на три части. Работа над текстом повести Текстологи Ваша задача - внимательно вглядеться в текст, ищите меткие пушкинские характеристики, описания, разъяснения. Отвечайте на вопросы только пушкинским текстом. Каким предстал Самсон Вырин перед автором в первой встрече? Как выглядело жилище станционного смотрителя? Как относился Самсон Вырин к дочери? Счастлив ли Самсон Вырин? Почему жизнь «маленького человека» кажется ему счастливой? Да, ребята, у них пушкин станционный смотритель анализ произведения семья Ассоциация со словом «семья» Делаем вывод: Рядом со станционным смотрителем живет маленькое солнышко, которое преображает убогое жилище, есть любовь и преданность, что цены не имеет. А что за история представлена в картинках, украшающих комнату? Давайте эту историю пронаблюдаем в цитатах. Запись тезисов по ходу беседы. История блудного сына 1. «… Старик отпускает беспокойного юношу…» 2. «…изображено развратное поведение молодого человека…» 3. «…в лице раскаяние…» «…в рубище пасет свиней и разделяет с ними трапезу…» 4. «…возвращается к отцу стоит на коленях…» А что было под каждой картинкой? Какая меткая пушкинская характеристика бросается в глаза? Как вы думаете, для чего Пушкин станционный смотритель анализ произведения ввел в сюжет повести «Притчу пушкин станционный смотритель анализ произведения блудном сыне»? Это как — то касается Дуни и ее отца? Чем схожи и чем различны судьба Дуни и судьба героя библейской притчи? Оба уходят из дома против воли отца, но обоих отец прощает, герои раскаялись. Дуня была счастлива, не вела распутную жизнь, но герой притчи прощен, а Дуня не получила прощения, и тем горше ее слезы. Образ Дуни отчетливее вырисовывается из ее дальнейшего поведения. Какой поступок девушки нагнетает чувство тревоги? Поцелуй Прошло три года. Судьба вновь забрасывает автора на забытую богом станцию. Найдите в повести другой портрет этого героя. Что изменилось в этом портрете? « Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел. Покамест собирался он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину — не мог надивиться, как три или пушкин станционный смотритель анализ произведения года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика». Как изменилось его жилище? Чем вызваны были эти перемены? О Ком спросил автор Самсона? Записи в тетради выход на понятие - антитеза. Через три года рассказчик не узнал станционного смотрителя, потому что солнышко его закатилось, жизнь потеряла смысл. Солнышко теперь освещает жизнь другого - молодого гусара, поклявшегося смотрителю, что Дуня будет счастливой. Давайте историю Дуни пронаблюдаем в цитатах. Запись тезисов по ходу беседы. История Дуни «…Дуня со станции отправилась с гусаром…» «…прекрасная барыня ехала в карете в шесть лошадей…» «…одетая со всею роскошью моды…с нежностью смотрела на Минского» «…легла здесь на могилу отца и лежала долго…» Перед вами репродукция Венециана «Дуня на могиле отца», а это репродукция с картины Рембрандта «Возвращение блудного сына». Какая история производит более тяжкое впечатление и почему? Делаем вывод: раскаяние Дуни более мучительное, ведь она застала вместо отца могилу, и некому было сказать : «Прости! Дочь вернулась слишком поздно. До конца жизни нести ей тяжкий крест — быть виновницей отцовской смерти. А как вы думаете, простил бы отец Дуню? Какую очень важную библейскую заповедь нарушила Дуня? Почитай отца своего и мать свою. Над чем заставляет задуматься ее судьба? Судьба девушки заставляет задуматься об ответственности за свои поступки перед самыми близкими нам людьми - родителями. Обвиняете ли вы Дуню или защищаете? «Авось,- думал смотритель,- приведу я домой заблудшую овечку мою». Синквейн родительская любовь Родительская любовь беспредельна. Это мы видим на картинке Рембрандта. Блудный сын и Дуня поняли, что родительская любовь — это то, без чего нельзя жить на свете. Дуне можно что-либо исправить? Обвиняете ли вы Дуню или защищаете? Проверка правильности решения проблемы. Запишем в тетрадях: «Почитать родителей — это : 1. Любить их истинно и чистосердечно. Говорить о родителях уважительно. Стоять перед сидящими родителями. Предоставлять им лучшее место. Не перебивать родителей в разговоре и не говорить одновременно с ними. Не начинать никакого дела без пушкин станционный смотритель анализ произведения на то родителей. Не делать ничего, что может повредить доброму имени родителей и за что им будет стыдно. Итог урока И менно доброе, гуманное отношение к людям независимо от их положения проповедует Он не просто рассказывает о судьбе своих героев, а словно заглядывает им в душу и заставляет нас с пушкин станционный смотритель анализ произведения прожить их жизнью и чувствами, предупреждает о возможных ошибках. Роллан «Как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и вы с ними» из Библии Будьте добры и отзывчивы, почитайте и уважайте своих родителей. Домашнее задание: написать эссе на тему: - Виноваты ли герои Пушкина друг перед другом? Если да, то в чем? Герои произведения «Станционный смотритель». Астаны Зайдильдинова Айсулу Жумашевна Тема урока: Герои произведения «Станционный смотритель». Цель урока: Обучение анализу художественного произведения. Отслеживание общечеловеческой пушкин станционный смотритель анализ произведения «блудных» детей на примере образа Дуни. Задачи: Образовательные: раскрыть идейно-художественное своеобразие повести; совершенствовать навыки работы с литературоведческими терминами; формировать навыки анализа художественного текста. Развивающие: развивать логическое мышление, аналитическое мышление учащихся; совершенствовать речь и творческую деятельность учащихся; развивать эмоциональную восприимчивость художественного текста Автор Дата добавления 20.

Смотрите также: